RSS

Уницикл. Часть 4. Муни.

| комментариев 26

Взбаламутили меня активной «кражей» темы унициклов из под «моего ведомства», поэтому срочно реабилитирую себя как главного графомана по одноколесникам.

Я уже упоминала, что всем видам педальных конях предпочитаю «горняшек»? Так вот, уницикл здесь не стал исключением: он у меня тоже «внедорожник» – муни, и стиль езды на нем соответствующий.

Бесспорно, уницикл это такой интересный транспорт, что агрегаты со средним диаметром колеса можно условно назвать универсальными и катать на них где душе заблагорассудиться, но все же распределение по специализации присутствует. Например, научиться прыгать на 20-точке гораздо легче, чем на больших её собратьях, а километры преодолевать и быстрей и ловчей на 29-36. Думаю, это новостью для увлеченных вело-любителей не станет, ведь у двухколесных такая же история, верно?

К месту: уже многим известный Сергей Гудзловенко на неделе поделился со мной, что распробовал 26” как прыжковый. А Терри Петерсон(Terry Peterson), знаменитый в интернетах как UniGeezer, вообще использует 36” на все случаи жизни и даже разработал свою собственную вилку для этого диаметра колеса. Если кому интересно, его страничка в твиттаре, а вот здесь личный сайт. Склоняю голову перед этим человеком: в свои 58 лет быть одним из вдохновителей и активистов целого спортивного движения – невообразимо.

Так-с, раз уж занялась раздачей ссылок, то полезно упомянуть портал братьев-россиян. На новогодние праздники у них прошли «Холодные игры 2015», и, надеюсь, за выходные они довыкладывают фотки, видео и отзывы, а я соберусь сделать обзор.

Вернусь к муни. Вот здесь в целом толковая статейка о разновидностях унициклов, откуда нагло уведу выдержку, дополнив для понимания:

«Муни» — это аббревиатура для горных унициклов [mountain unicycle *прим. автора]. Муни в основном из тех же компонентов, из которых собран триальный уницикл[*более крепкая и обычно округлая вилка, шире и мощнее колесо, короче подседельный штырь, «хваталка» на седле сильнее выраженная для удобства в прыжковых трюках, чем все тоже самое на паркетниках-линерах], но есть несколько ключевых отличий. Как правило, шины диаметром на горном уницикле либо 24 или 26 дюймов (660 мм), что позволяет более легко проходит через препятствия, такие как корни деревьев и камни. Обычно используется более удобное сиденье. Иногда ставятся тормоза для крутых спусков (нагрузка на ноги в таком торможении не слабая, <…>)

Езда по пересеченной местности, быстроразвивающийся стиль в последние годы. В любом месте, где горный велосипед может не пройти, пройдёт горный уницикл. А иногда и более легко, за счет большей маневренности (<…> он [*муни стиль] подразумевает использование элементов всех предыдущих стилей).

Теперь давайте посмотрим несколько роликов, где честно показано, как тащишь уник на себе в гору(сплошная лепота – это тебе не 11-18 кг. веЛося поднимать) и как в реальности без красивого монтажа с заточкой на эффектность выглядит спуск.

David Weichenberger ездит без тормозов по сумасшедшему рельефу….

Зачастую смотрится все очень спокойно и размеренно из-за гораздо меньшей, чем у велосипеда, скорость, но выносливости и ловкости требует куда большей, уж поверьте. Из уже приведенной выше статьи теория скоростей специально для тех, кто поленился сам зайти и посмотреть:

Размер колеса Средняя скорость Максимальная
20″ 4 mph (6.4 km/h) 8 mph (13 km/h)
24″ 5 mph (8.0 km/h) 10 mph (16 km/h)
29″ 7 mph (11 km/h) 14 mph (23 km/h)
36″ 11 mph (18 km/h) 29 mph (47 km/h)
Теория верна, на 20 дюймов скорость чуть выше, чем у пешеходов, а на 29 можно обогнать бегущего человека, а на 36 можно спокойно ехать на расстояние 50-100 км.

Еще плюс-минус длина шатунов также сильно влияет на скорость. Чем короче шатун, тем выше скорость и тем сложнее затормозить, так как рычаг-опора меньше.

Унициклизм очень хорошо вырабатывает выносливость! Недалеко от меня находится рощица, полный круг по которой чуть больше 6 км со спокойным рельефом. И если на двухколесном я преодолеваю это расстояние в спокойном темпе на разогрев, то на уньке после меня можно выжимать, с какой бы скоростью не ехала. Хотя, тут тоже все зависит от степени тренированности: чем больше катаешься, тем легче и дальше уезжаешь потом. Думаю, это тоже не новость.

Отдельная тема для разговора — преодоление подъемов. Тяжелое это дело… Передача-то традиционно фиксированная, на накате особо не запрыгнешь, приходится выкручивать за счет силы ног и выносливости. Я сейчас не всегда могу залезть на те подъемчики, которые на веле почти не замечаю.

Подъем в исполнении UniGeezer’a:

 А вот интереса ради видео, где унициклист в компании веЛосей: есть моменты, где одни и те же рельефные препятствие преодолевают на двух видах колесных.

Выводы.

Унициклизм – это сложно и для выносливых. Если мы, конечно, не говорим о уровне 200 метров на линере проехал и забыл. Муни — вдвойне сложно. Кто-то скажет: «Слишком медленно, не хватает драйва!», но, поверьте, когда сидишь на унике, на склоне адреналина тебе и без скорости хватит. Частые падения? Ну, да, тут не поспоришь: падения, а точнее — «сходы», с уника неотъемлемая часть процесса, особенно на бездорожье. Только если сравнивать с падениями с двухколесного горного собрата, с уника соскоки куда более безобидные и менее травматичные.

Многие решившие приобрести себе такого коня, в скорости перегорают – он оказывается не так прост в освоение. Уницикл действительно для тех, кто готов им болеть. И если преодолел первую ступень, дальше ждет бесконечный процесс оттачивания мастерства и восторг освоения новых вершин!

Хотела говорить про муни, а получилось рвано и обо всем по чуть-чуть, уж простите. Может еще соберусь нормальную статью написать!)))

На этом всем. Многих километров, педальные!

P.S. Меня в интернете случайно нашло видео, где я пролетом попала в чужой кадр:

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники
  • В закладки Google
  • RSS
  • Яндекс.Закладки

26 комментария

  1. Чтобы увеличить скорость приходится увеличивать диаметр колеса.

  2. Там где пройдёт человек, там проедет уник. Верно?

    • На спусках, в целом, да, а вот с подъемами тяжелее.

      • Ну раз начал коментить…

        Подъемы тоже со временем преодалеваются лучше и лучше. Стоит отметить что сила ног тут играет не первостепенную роль, но тоже очень важна.
        После поездки в Каппадокию я стал забираться в такие горки куда раньше только на двухколёсе.

        В общем: «В любой непонятной ситуации — крути педали!».

  3. Только сейчас сообразила, что в первом видео все травмой закончилось… «Красиво» статью открыла! )))
    Честно, уник в разы безопасней своего двухколесного собрата. Другой момент, что это в любом случае травмоопасный спорт, а люди умудряются на ровно месте себе чего-нибудь сломать.

  4. Спидометр ставят?

    • Ставят, особенно на большие диаметры, куда помимо прочего вынос под руки крепится. Вот на этот самый вынос и навешивается вело-комп, чтобы его видно было. А при желании можно на любое поставить, другой момент, что видно показаний не будет.

        • внушительный агрегат. Сначала нужно научиться «поехать«, потом нужно научиться «остановиться«

          • Есть такое… Сначала ехать от поставки, потом ехать свободно с места(фримаунт), поворачивать, после тормозить(это когда ты перестал закачивать покатушки сбеганием с уника), вкатывать в горку, преодолевать препятствий, балансировать или раскачиваться на месте, прыгать… Все постепенно, шаг за шагом. Я сейчас где-то в середине этого далеко не самого полного списка возможностей уницикла.

          • Еще про «научиться»: как показывает практика, меньшие диаметры проще в освоении, как не поверни, начиная с чисто психологического момента. Например, когда я впервые увидела своего, а это 26″, он показался мне просто огромным и падение с него представлялось катастрофой, хотя это привычный диаметр велосипедного колеса. Сейчас же он мне порой даже кажется маленьким да и понимание пришло: чтобы сильно с него навернуться, нужно уж очень постараться. Тем более теперь, когда я для освоения прыжков приспустила седло.
            На форуме россиян как-то была жаркая дискуссия на эту тему, но к однозначному выводу мы тогда не пришли. Я делюсь своим опытом и наблюдениями. Вдогонку несколько фактов: на большое колесо сложнее втянуть себя в седло — банально выше; слепая зона проталкивания педали и, соответственно, прокручивания колеса также больше; чем больше уник, тем он тяжелее. Кто-то на форуме оспаривал, что на больших колесах и шатунах примерно 145 мм кручение ближе к естественному шагу, но лично мне перестановка шатунов на более короткие дала тяжесть в ноги из-за чуть меньшего рычага, но в целом крутить стало легче (По ровному асфальту. На кочках это уже совсем другое — там длинный шатуны эффективней и не так нагружают ноги). В горку — на коротких шатунах легче, с горки — выигрывают длинные, не так жестко выстреливая по коленям. Поэтому «ушлые» унициклисты придумали шатуны под два педальных разъема и приспособили планетарные втулки))) http://www.einradladen.com/webshop/bilder/produkte/gross/Kurbel-Kris-Holm-Moment-ISIS-Dual.jpg

    • Одометр чаще используется чем спидометр. А скорость смотрят в основном потом по трендам.
      Компы крепят на подседельный штырь или T-bar.
      Нынче популярность набирают наручные GPS, сам пользуюсь таким — мегаудобная вещь.

      Но на ходу скорость смотреть всё равно не удобно, у меня так получилось уже — посмотрел скорость: «21кмч, Ок. Охепрст». Выбежать не смог, поэтому пришлось кувыркнуться, но колени всё равно стесал > 😀 (одевайте наколенники, да).

  5. столько всего интересного. Все круто!

  6. «Уницикл действительно для тех, кто готов им болеть.» болезнь будет тяжелой и затяжной )))

    • Ну это же круто!)))

      P.S. Кто тот замечательный человек, что уже в который раз правит мои корявые посты? Смотрю, ссылки под текст спрятали. Благодарю! Я честно стараюсь освоиться с возможностями редактора, но мы пока с ним на Вы и постоянно что-нибудь из виду упускаю. Ламер… Но обязательно исправлюсь!

      • Ты молодец! Освоить возможности редактора в разы легче чем возможности одного колеса.

    • Раньше, когда я подгонял свой вел под себя (на данный момент осталась только рама от Ghost 4x Comp) знакомые несколько удивленно на меня смотрели. И я думал что это странно.
      Но потоооом, когда я купил планетарку — вот где недоумевающие взгляды из паралельного мира.

      Всё что они сышали: «Планетарка она же бла бла бла бла бла две скорости бла бла бла бла бла 1:1.5 бла бла бла бла бла бла 1000 Евро бла бла бла бла бла» и так: «ШТУКА ЕВРО?!?!?!». Это всё что они понимали.

      Но как человек который катается один и всему учится один я особо не расстроился.
      И плюс ко всему меня поддерживает любимая женушка — в общем всё круто.

      Будете в Актау — обращайтесь. Покажу, дам попробовать. У меня даже есть один 20″ уник специально собраный для обучения.

  7. Я начинаю хотеть уник сильнее шоссера

    • *победная пляска с бубном
      Ну что, еще одна победа за мной. Даешь унициклизм в массы! ))) Глядишь, Казахстан раскатаем и станет нас больше, чем пять психов на всю необъятную страну.

  8. Могу добавить что UniGeezer 16 Января 2015 отметил свой 59ый день рождения заездом в 150миль (241,4км) за один день.

    Вот видео:

    Ехал он на 36″ с 114мм шатунами. Потом спал целый день, а потом ел целый день =)
    На следующий день мне понравилось как он выразился — «Чувствую себя как те 59ти летние, ну которые не я» 😀

  9. Pingback: С вулкана на одном колесе | веложизнь | velotime.kz |

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *.