RSS

Обслуживание каретки.

| комментариев 30

Кареточный узел

Кареточный узел

Велосипед является непростым изобретением и состоит из ряда составляющих деталей, которые связаны между собой креплениями в виде винтовых, болтовых и прочих соединений, что составляет определенную конструкцию, называемую велосипедом. Каждое такое соединение подвержено определенной нагрузке. Нагрузка, в свою очередь, со временем расслабляет крепления, что приводит к ослаблению данного элемента конструкции по отношению к другому элементу. Время от времени (зависит от интенсивности и условий использования велосипеда) необходимо проводить ТО велосипеда. Т.е., я не имею ввиду чистку и смазку цепи или мойку велосипеда, т.к. считаю, что это нужно делать чаще, а вот проверять крепления велосипеда на предмет их прочности, а так же наличия всех гаечек и болтиков (что тоже встречается в некоторых случаях), время от времени проводить необходимо.  В ТО также может войти и визуальный осмотр рамы и других элементов на предмет сколов, трещин и прочих недугов, возникающих при эксплуатации велосипеда. Это в общем. Конкретнее, в данной статье, хотел бы обратить внимание на необходимость проверки системы привода велосипеда, точнее на кареточный узел, шатуны и педали. Немного рассказать о них. На днях, после очередного вело заезда при осмотре, заметил люфт шатунов педалей , очень малозаметный, но люфт. Это говорит о том, что, либо необходимо подкрутить то, что подкручивается, либо каретка (обслуживаемая или необслуживаемая) вышла из строя или кричит о помощи (чистка и смазка). Каретка – это подшипниковый узел, который обеспечивает вращение шатунов с педалями и ведущими звездами. Т.е. передает крутящий момент от педалей к колесу. Расположение данных подшипников подвергается закидыванию грязью и водой, что приводит их к износу, поэтому они должны быть защищены от воздействия внешней среды. Типы кареток разделены на открытый и закрытый. Открытый – это вал, который вращается в подшипниках, а подшипники установлены в чашки, которые ввинчиваются непосредственно в раму велосипеда.

Открытая каретка

Открытая каретка

Закрытый — это картридж или капсула, когда подшипники находятся в жестком корпусе, который вворачивается в раму велосипеда. В отличие от картриджей, открытые каретки более подвержены воздействиям окружающей среды, т.к. не имеют хорошей защиты от грязи и влаги. В картридже же, подшипники и вал более защищены. В основном, картриджи неразборные. От сюда следует, что открытую каретку можно разобрать, прочистить, смазать и собрать, когда как картридж износится и выйдет из строя. В основном картриджи являются необслуживаемыми, и после выхода из строя соответственно требуется замена картриджной каретки.

Закрытый тип каретки. Картридж.

Закрытый тип каретки. Картридж.

Каретка соединяется с шатунами непосредственного соединения шатуна к валу каретки. В некоторых случаях неизвестного происхождения велосипедов каретка и вал – однородная деталь, но это отдельный случай. У советских и российских велосипедов соединения применялись при помощи клина (палец мы его называли). В основном это ненадежная конструкция. Плюс в легкости разбора и съема шатунов. На импортных велосипедах в основном используется соединение с посадкой шатуна на квадрат (концы вала имеют форму квадрата). Соединение весьма жесткое и не разбалтывается. Соединяются они болтом под рожковый ключ на 15, либо шестигранником на 8. Возможны варианты бюджетных моделей, где соединяются гайкой, но тут необходим специальный съемник. Так же существует более продвинутое соединение – шлицевое. Оно достигает еще более жесткое соединение, чем квадрат, а также имеет возможность конструирования пустотелыми, большего диаметра и меньшего веса.

Валы: квадрат и шлицевые

Валы: квадрат и шлицевые

В вводной теории, справочной информации и определениях вроде бы все. Теперь к практике. Итак, обнаружив люфт, треск и прочие недуги, которым не свойственно здоровое поведение велосипеда, нужно обязательно произвести проникновение внутрь кареточного узла, путем его разбора. Симптомы могут быть разными. Если люфт – скорее всего подтянуть. Если треск, и неприятный звук – почистить, смазать, а то и заменить. В моем случае я принял решение не горячиться с разбором, а для начала посмотреть и подтянуть. Всю процедуру, необходимо начинать с правой стороны каретки (где находятся звезды). Для того чтоб отсоединить шатун с педалью от кареточного вала, понадобился шестигранник на 8, причем не самого плохого качества, т.к. шестигранники сомнительного качества, впрочем как и прочий инструмент, имеют свойства «слизываться» при провороте внутри болта, потому как болты мало того, что затягиваются с немалой силой, так еще и прикипают от времени. В результате вы потеряете как сам инструмент, так и, возможно, болтик, который далее будет выкрутить еще более проблематично. Все-таки выкрутив его, далее понадобится съемник шатунов, отделить шатуны от вала. Съемник – это такое приспособление, которое давя на центр вала, снимает шатун с него.

Съемник шатунов

Съемник шатунов

Не имея под рукой съемника, возможно все-таки снять шатун при помощи сподручного инструмента и приспособлений, но занятие таки не из легких, т.к. возможность повредить как сам шатун, так и раму присутствует, потому как шатун прикипает к валу. Тут советуют сначала обработать место соединения WD40 или каким-нибудь «жидким ключом», а при сборе, так же обработать смазкой место вала, куда насаживается шатун. Далее, как снят шатун, для выкручивания кареточного картриджа понадобится кареточный ключ (съемник каретки).

Съемник каретки

Съемник каретки

головка съемника каретки

головка съемника каретки

После завершения отвинчивания с правой стороны, приступаем аналогично с левой. Вуаля. Каретка снята. А уже далее действуйте, в зависимости от необходимости чистки, смазки или замены каретки или части. В моем случае понадобилось лишь подтянуть кареточный картридж и пока все. Дальнейшая эксплуатация подскажет дальнейшие действия.

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники
  • В закладки Google
  • RSS
  • Яндекс.Закладки

30 комментария

  1. Очень полезная статья. Особенно для новичков.

  2. Согласен. Вообще для ремонта и обслуживания велосипеда нужны правильные инструменты

  3. Кое что узнал нового. Спасибо.

  4. А ресурс у необслуживаемой каретке сколько км?

    • Ресурс — дело тонкое. Думаю, что даже производитель затрудняется его заявлять. Ну, конечно, если это не высокотехнологичный агрегат. Каретка, в частности, имеет определенные нагрузки. Эти нагрузки варьируются от определенных факторов: вес велосипедиста (он может быть 50кг, а может и 120кг. Разница думаю есть.); Условия использования (горы, равнина, прыжки, шоссе, городское катание, соревнования) а также своевременное обслуживание, даже если это и необслуживаемая каретка, то закрутить, если открутилось надо вовремя, во избежание скорейшего износа. Немаловажно — производитель и класс каретки. Например, каретки начального уровня ок.3000км, среднего (Аливио, Деоре) ок. 5000-6000км.

  5. Вчера «обслужили» каретку товарища. У нео Куб Аналог. Появились какие-то звуки при езде и небольшой люфтец. Сняли педаль, открыли каретку, вычистили пыль, закрутили обратно, поставили педаль. Всё стало нормально. Каретка не обсуживаемая с квадратным креплением шатуна.
    Прочитал статью: оказалось, что вчера была — просто иллюстрация первого абзаца. Каретка чуть раскрутилась (люфт), внутрь попала грязь (звук).
    В очередной раз порадовался, что в своё время не пожалел денег и купил набор велоинструментов :))

  6. Вчера порвал цепь. И появилась возможность покрутить педали вхолостую. Шумит каретка. Сухо так, но шумит. И не скрипит, и накат хороший, но шумит. Олег говорит, что у нас каретка не разборная. Стоит ли разбирать?

  7. Самый простой способ которым я частенько пользуюсь медицинский шприц с иглой . Набираю трансмиссионного масла оно более вязкое и положив на бок велик немного по оси каретки выдавливаю внутрь . Затем велик вертикально и покрутить за педали . Может не по науке , но просто и безотказно .

    • Некоторые умудрялись на цилиндре неразборной каретки делать один или два небольших надпила полотном по металлу в районе подшипников до появления маленького отверстия для иглы шприца. Затем набирают в шприц смазку (лучше густую, если выдавливается) и вталкивают ее туда через полученные отверстия. Думаю, затем можно будет чем-нибудь заклеить эти отверстия для прежней герметичности (пластырем например).

  8. Вчера разобрал необслуживаемую каретку. Вполне разбирается. Смазал подшипники. Звук не исчез, но, хотя-бы перестал быть сухим. Спасибо Олегу за чемоданчик с инструментами.
    Что сказать? Каретка не герметичная. Боится воды. Много воды. Вскрытие показало — мало смазки, много грязи. Смазал графитовым маннолом.
    Вывод — сезон дотерпеть должна.
    P.S. не топите велик в реку когда моете. И не бейте в каретку брандспойтом.

  9. На каретке надпись есть — онли фо контер страйк кросс кантри.

  10. руслан! как ты неразборную разобрал раскажи?

  11. Ищу подшипники на неразборную каретку, может кто сталкивался. Размеры не стандартные 16 x 31 x 10, хотя сама маркировка 6002 RS

    • Может лучше целиком купить каретку?

      • Пока полностью почистил подшипники и забил смазкой. Собрал все обратно. Работают как новые. Теперь при малейшем неприятном проявлении этого узла буду менять полностью. И кстати, пока советую разобрать всем каретки и хорошенечко набить смазкой подшипники. А то и мой опыт, да и на просторах интернета видел, что смазки там практически нет.

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *.